Суверенный рунет может оказаться слишком медленным для IoT

21 марта 2019

Законопроект о «суверенном рунете» может замедлить развитие в России интернета вещей, чувствительного к потенциальным задержкам передачи данных. По мнению участников рынка, в число систем, которым грозят проблемы, входят решения для «умного города», транспортной и промышленной отрасли. Авторы законопроекта готовы рассмотреть уточнения к нему.

Реализация требований законопроекта о «суверенном рунете», одобренного Госдумой в первом чтении 12 февраля, в текущем виде угрожает развитию в России интернета вещей (Internet of Things, IoT), следует из письма Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ; объединяет операторов связи «Ростелеком», МТС, «ЭР-Телеком», МТТ и др.), направленного 19 марта вице-премьеру Максиму Акимову и одному из авторов проекта сенатору Людмиле Боковой.

Реализация проекта грозит увеличением задержек передачи пакетов данных для устройств интернета вещей на опорных сетях, считают в АИВ. Речь идет об устройствах, используемых в системах «умных городов», транспортной инфраструктуре и промышленном интернете. Дело в том, что законопроект предусматривает ограничение доступа к запрещенным ресурсам за счет контроля содержимого трафика при помощи специального оборудования на сетях операторов, пояснил представитель МТС Алексей Меркутов. «Это может повлечь технические сбои и деградацию качества услуг, в том числе для устройств IoT, что может негативно отразиться и на проектах "умных городов"»,— подтверждает он. В «ЭР-Телекоме», уже развивающем в России сеть IoT, сообщили, что согласны с позицией ассоциации о необходимости существенной доработки проекта. Развитие интернета вещей в том числе идет в сторону приложений, критичных к задержкам, таким как беспилотные аппараты, тактильный интернет (передача тактильных ощущений с минимальной задержкой), отмечает гендиректор Национального исследовательского института технологий и связи Александр Минов.

Внесение дополнительных элементов в системы действительно может снизить техническую эффективность, считает он: «Развитие технологий опережает скорость реакции регуляторов во всем мире, и создание дополнительных барьеров может негативно сказаться на обеспечении востребованными сервисами интернета вещей».

В правительстве озабочены вопросом неухудшения скорости передачи данных в связи с реализацией законопроекта, соответствующие положения будут учтены при доработке, сообщил представитель вице-премьера Максима Акимова. Людмила Бокова сообщила, что ознакомилась с письмом АИВ. «Я поддерживаю, что задержек связи не должно быть, и это можно прописать в законе»,— отметила она.

АИВ в письме указывает еще на один недостаток проекта — возможные проблемы с инфраструктурой системы доменных имен (DNS), которая активно используется в том числе в приложениях интернета вещей. В частности, сейчас растет доля применения протоколов, не использующих традиционные DNS-серверы. В ближайшие два-три года ожидается внедрение такими крупными компаниями, как Google, Microsoft, Apple и Facebook, по сути, альтернативной DNS-инфраструктуры, появление которой не предусмотрено законопроектом о «суверенном рунете», поясняет директор АИВ Андрей Колесников. Таким образом, нормы проекта, касающиеся DNS, не дадут гарантии в случае реализации режима внешней угрозы, считает он.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ, 27 февраля 2019 года (цитата ТАСС)

Это не связано с изоляцией нашей страны, с закрытием. Это связано с защитой от противоправных действий

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ, 27 февраля 2019 года (цитата ТАСС)

 

Как сообщалось 25 февраля, наличие в проекте нормы о создании в России национальной системы доменных имен на базе Роскомнадзора уже под вопросом. Инициативу могут исключить из документа при подготовке ко второму чтению после того, как в профильном комитете Госдумы согласились с замечаниями о том, что в России уже есть запасной реестр доменных имен, созданный решением Координационного центра национального домена, в состав учредителей которого входит Минкомсвязь.

Основная идея поправок к законам «О связи» и «Об информации» — создание в России инфраструктуры, обеспечивающей работоспособность отечественных интернет-ресурсов в случае невозможности подключения к зарубежным серверам, а также создание системы централизованного управления сетью связи общего пользования. Кроме того, предполагается, что операторы связи и интернет-компании из реестра организаторов распространения информации должны будут установить технические средства для определения источников трафика и ограничения доступа к запрещенным ресурсам. Предполагается, что операторы получат такие средства бесплатно за счет госбюджета. Кроме того, сенаторы внесли в законопроект ко второму чтению поправку о том, что из бюджета компенсируют и затраты операторов на обслуживание оборудования, сообщал РБК 16 марта. На реализацию проекта планируется выделить 20 млрд руб.

Оставить свой комментарий к статье

Последние новости

13 сентября 2020
«Привет. Украина!»: Соцсеть «ВКонтакте» обошла блокировку Киева
8 сентября 2020
Россия вошла в топ-15 стран с самым стабильным интернетом
17 августа 2020
Ограничения для соцсетей: кому и когда могут урезать скорость интернета
28 июня 2020
Правда под запретом? Царьград заблокировали без объяснения причин
15 мая 2020
Зеленский продлил запрет на российские соцсети
21 августа 2019
ЦБ встроит систему переводов в «православный» мессенджер «Серафим»
6 августа 2019
Структура ФСБ получила право инициировать блокировку сайтов
5 августа 2019
Петербургский «Ростелеком» получил полный контроль над группой компаний «АльянсТелеком»
29 июля 2019
Избирком Севастополя отказался от Интернет-трансляции выборов в Заксобрание
5 июля 2019
Отключили интернет: смерть бизнеса или переход к провайдеру для бизнес-сегмента?
Информация